Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Состояние
материально-технической базы (далее – МТБ) и содержание здания детского сада
соответствует целям и задачам образовательного учреждения, санитарным нормам и
пожарной безопасности. Оснащенность помещений развивающей
предметно-пространственной средой, учебно-методический комплект, оборудование,
средства обучения и воспитания соответствуют возрасту и индивидуальным
особенностям развития детей и требованиям
Здание
детского сада расположено на благоустроенном участке. Территория ограждена
забором, озеленена насаждениями по всему периметру. Въезды и входы на территорию
детского сада имеют твердое покрытие. По периметру здания предусмотрено
наружное электрическое освещение. Имеется видеонаблюдение по периметру всего
участка.
Здание
подключено к городским инженерным сетям – холодному и горячему водоснабжению,
канализации, отоплению.
Обеспеченность
специально оборудованными помещениями для организации образовательного процесса
Количество
групповых помещений: 14.
Наличие
музыкального зала: имеется
два музыкальных зала,
Наличие
спортивного зала:имеется
спортивный зал.
Наличие
специальных кабинетов(музея,
и других помещений):имеется кабинет директора, методический кабинет,
игровая комната для проведения индивидуальных занятий по инклюзивному
образованию, групповых и подгрупповых дополнительных занятий, логопедический
кабинет, кабинет музыкальных работников, слесарная мастерская, группа,
оборудованная для использования конструктора больших и малых форм "Бабашки".
Каждой
группе выделен отдельный прогулочный участок. На участках расположены крытые
веранды, оборудованы игровые зоны, цветники. Имеются "Метеорологическая
площадка", "Астрономическая площадка", "Площадка для
изучения ПДД", "Птичий дворик", одна спортивная площадка,
огород.
В ДОУ
имеется собственный пищеблок, гладильно – прачечное отделение, помещения для
подсобных рабочих и сторожей.
Охват
организованным питанием соответствует требуемым санитарным нормам и правилам
СанПиН: сбалансированное четырехразовое питание. Пищеблок детского сада
оборудован всем необходимым технологическим оборудованием, все оборудование
исправно, находится в рабочем состоянии. Питание детей организовано с учетом
следующих принципов: сбалансированность, рациональность, строгое выполнение и
соблюдение технологий приготовления блюд, выполнение среднесуточных натуральных
норм. В родительских уголках вывешивается ежедневное меню для детей.
Групповые
помещения обеспечены мебелью и игровым оборудованием в достаточном количестве.
Мебель для каждого воспитанника подобрана с учетом его роста.
Предметно-развивающая
среда детского сада обеспечивает все условия для организации всех видов детской
деятельности, организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным
особенностям. В группах оборудованы различные центры активности для развития
детей: центр искусств, центр игр и игрушек, театральный центр, центр
литературы, центр здоровья и физического развития, центр науки и природы, центр
строительства, центр математики и настольных игр, центр песка и воды, речевые
центры, центр сенсорики (ясли), уголки уединения. Все центры оснащены в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей группы. В
каждой группе имеется необходимый, разнообразный игровой материал, накоплено и
систематизировано методическое обеспечение реализуемой образовательной
программы. В группах имеется оригинальный дидактический материал, изготовленный
сотрудниками и родителями для развития сенсорных эталонов, мелкой моторики рук,
сюжетно-ролевых игр и т.д.
Большое внимание
уделяется физическому развитию детей. Во всех группах организован спортивный
центр, в физкультурном зале размещены разнообразные тренажеры; в музыкальном
зале проводятся детские праздники, вечера досуга для детей и родителей. Для
физкультурных занятий создана спортивная площадка.
В детском
саду созданы условия для познавательно-речевого, социально-личностного,
художественно-эстетического и физического развития детей.
Все
помещения детского сада, оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами.
Оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ ЦРР –
детском саду «Берёзка» для воспитанников в настоящее время имеется:
11 групп
полного дневного пребывания.
1
логопедический кабинет.
1 игровая
комната для занятий с детьми по дополнительному образованию, а также для занятий
по коррекционному профилю с детьми с ОВЗ.
Спортивный
зал.
2
музыкальных зала.
Музей "Русская
изба" и "Уголок Севера", "Слесарная мастерская",
студия "Бабашки".
Объекты для проведения практических занятий
Для
полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют
объекты для проведения практических занятий.
Все объекты
для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения
разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей
обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной
освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями
санитарных правил и норм.
Для
полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ учебные кабинеты,
объекты спорта, культуры оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в
соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основной
образовательной программы дошкольного образования и дополнительных
образовательных программ
МДОУ ЦРР –
детского сада «Берёзка».
1.Группы
оснащены необходимым современным и разнообразным игровым
оборудованием,
дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами.
Оборудование
для продуктивной деятельности групп представлено оборудованием для
изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего
назначения: набор оборудования для изобразительной деятельности включает
материалы для рисования, лепки и аппликации; оборудование для конструирования
включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу
разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы;
Оборудование
для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для
исследования в реальном действии и образно- символический материал:
оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени,
включает различные материалы длясенсорного развития. Данная группа материалов
включает и природные
объекты, в
процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным
способам их упорядочивания; группа образно-символического оборудования
представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир
вещей и
событий;
2.Физкультурный
зал. Материалы и оборудование для двигательной активности в физкультурном зале
включают оборудование для бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания
и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений; закуплено и
активно используется оборудование для игры «Волейбол». Имеются различные
тренажёры, соответствующие возрастным и санитарным требованиям: велотренажёры,
беговые дорожки, сухой бассейн, батуты.
3.
Логопедический кабинет. В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и
групповые занятия с воспитанниками 4-6 лет. Кабинет оснащен необходимой
мебелью, магнитной доской, наглядными пособиями, имеются различные зоны,
соответствующие коррекционно – развивающим задачам иобеспечивающие
разнообразную двигательную активность и продуктивную деятельность детей.
4.Большой музыкальный зал. В
музыкальном зале проводятся музыкальные занятия, праздники, развлечения,
спектакли; физкультурные развлечения, досуги. Зал просторный, светлый и красиво
убран, особенно во время проведения праздничных утренников. Для организации
педагогического процесса есть весь необходимый наглядный и дидактический
материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам.
Музыкальная деятельность в детском саду предполагает усвоение детьми
определенных знаний, приобретение необходимых умений, навыков, накопление
музыкальных впечатлений.
5.Малый музыкальный зал.
Используется в качестве театральной студии. Оборудован мебелью, наглядными
пособиями соответствующими театральной тематике. Украшен текстилем, имитирующим
театральные кулисы.
6. Мини-музей "Русская
изба" «Уголок Севера».
Мини-музеи созданы с целью
осуществления патриотического воспитания, обучения, развития и социализации
воспитанников ДОУ. Работа в музеях строится на общепринятых принципах
педагогической работы. Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и
практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, посуда, зеркало, цыбка, деревянная кровать,
утварь;
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца; - жилище коренного
народа Забайкальского Севера – эвенков, домашняя утварь и т.д.
7.Игровая сенсорная комната.Это
организованная особым образом окружающая среда, включающая различные
стимуляторы, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания,
на вестибулярные рецепторы. Предназначена для проведения коррекционно –
развивающих занятий с педагогом – психологом и другими педагогами. Используется
для работы студий и кружков дополнительного образования.
8. Слесарная
мастерская. Групповое помещение оснащено двумя мультифункциональными станками с
наборами строительных, столярных и плотницких инструментов, специальной одежды
и т.п. оборудованием для проведения образовательной деятельности по программе
трудового воспитания старших дошкольников.
9. Студия
"Бабашки". Групповое помещение оснащено конструктором малых и больших
геометрических форм для проведения свободной и организованной образовательной
деятельности по конструированию.
Объекты спорта
В ДОУ
"Берёзка" имеется спортивный зал, оборудованный в соответствии с
требованиями ФГОС и Роспотребнадзора. На территории детского сада имеется
спортивная площадка, оборудованная для спортивных игр и соревнований для детей
во время прогулки. Объекты спорта предназначены дляполноценной двигательной
деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков,
повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических
качеств и способностей.
В зале
имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь,
необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая
стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь,
мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и
перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений
опорно-двигательного аппарата.
Оборудование
и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям
гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий
отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания
В ДОУ
«Берёзка» для организации образовательной деятельности создана необходимая
материально – техническая и предметная среда. Это различные виды пособий и
оборудования: печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, раздаточный материал и т.д.); электронные образовательные ресурсы
(часто называемые образовательные мультимедиа; аудиовизуальные (слайды);
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски); демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели
демонстрационные) спортивные снаряды, мячи и т.п.
Предметно-развивающая среда создана
с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут
использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и
воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая,
продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая,
музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы),
которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне
дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности
ребенка.
- Материал для развития зрительной
функции (цвет, форма, величина, целостность и дифференцированность зрительных
образов): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; наборы геометрических
фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в
виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур;
разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные
изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями.
- Материал для развитияслуховой
функции(звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое
внимание и память): записи со звуками природы, животных, музыкальных
инструментов; музыкальные инструменты; звуковые игрушки…
- Материал для развитиятактильного
и тактильно-кинестетического восприятия:различные виды массажных
инструментов; наборы контрастных по текстуре материалов для касания; наборы
мячей с различной фактурой поверхностей; тактильные дощечки; ванночка и игрушки
для игры с водой; контейнер с фасолью и различными крупами; наборы образных
объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм.
Двигательный центробеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики.
Данная среда насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие.
- Материалы для развитиямелкой
моторики: наборы мелких предметов, природный материал, пластилин,
трафареты, обводки, массажные мячи, молнии, пособия с пуговицами, счетные
палочки, шнуровки, лабиринты, конструкторы, наборы прищепок, «Мозаика для
развития пальцев», «Напольная мозаика», пособия для развития графомоторных
функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособие «Тренируем
пальчики»), картотека пальчиковых игр и др.
- Материалы для развитияобщей
моторики: комплексы профилактических физических упражнений.
Учебно-познавательный центр
- Материалы для развития памяти и
внимания: дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови»,
«Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.
- Материалы для развития мышления:
развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», палочки Кюизенера,
«Классификация», «Четвертый лишний», «Нелепицы», «Последовательность событий»;
пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым
смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и
сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы; мозаика; набор предметов-орудий:
сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, и другие; сюжетные
игрушки; набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труд;
неваляшки; заводные игрушки; колокольчики, погремушки; пластмассовые игрушки;
сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов
логического мышления; различные варианты настольных игр на развитие элементов
логического мышления; книги, содержащие произведения для развития
наглядно-образного и элементов логического мышления.
- Материалы для развития речи и
представлений об окружающем: предметные и сюжетные картинки, плакаты по всем
лексическим темам; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный
материал сезонных изменений в природе; различные варианты дидактических игр и
книг по развитию речи.
- Материалы для формирования
учебных навыков.
Пособия по ФЭМП: материал для
обучения детей счету; для упражнений в распознавании величины предметов; для
упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;
пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке и ориентировке во
времени.
Счетный материал (мелкие предметы),
объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме,
материалу; наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и
разного цвета, размера; наборы счетных палочек, цифр; магнитная доска с
комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений.
Предметно-развивающая среда
постоянно обновляется, видоизменяется в зависимости от возраста детей, сезона,
изучаемой темы, потребностей и интересов детей.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В нашем
детском саду в настоящее время имеется интернет,wi-fi. В методическом кабинете имеется
видеопроектор и экран, в музыкальных залах установлены телевизоры с
подключением к компьютеру. Педагоги (музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию,
учитель-логопед, педагог – психолог), а также медсестра, кладовщик, заместители
директора по УВР и АХЧ обеспечены компьютерами, ноутбуками и принтерами.
В 2020 г.
приобретены ноутбуки для воспитателей в каждую группу. В планах проведение
интернета в каждое помещение ДОУ.
В 2021 г
установлено видеонаблюдение в групповые комнаты и по периметру прогулочных
участков в режиме онлайн.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ обучающихся
(воспитанников) в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Центральный вход оборудован пандусом
и звонком.
Входные двери расширены. Вдоль
лестниц имеются перила трех уровней и специальные спуски (пандусы) для инвалидных
колясок.
Конструктивные особенности здания ДОУ «Берёзка»
не предусматривают наличие подъемников.
Тактильные плитки, напольные метки для лиц с
нарушениями зрения, устройства для закрепления инвалидных колясок в
образовательной организации находятся на входе в здание детского сада..
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В детском
саду в настоящее время имеется интернет,wi-fi. В методическом кабинете имеется
видеопроектор и экран, в музыкальных залах установлены телевизоры с
подключением к компьютеру. Педагоги (музыкальный руководитель, инструктор по
физвоспитанию, учитель-логопед, педагог – психолог), а также медсестра, кладовщик,
заместители директора по УВР и АХЧ обеспечены компьютерами, ноутбуками и
принтерами.
В 2020 г.
приобретены ноутбуки для воспитателей в каждую группу. На следующий год
запланировано проведение интернета в каждое помещение ДОУ и установление
видеонаблюдения в групповые комнаты в режиме онлайн.
Дети с ОВЗ и
дети - инвалиды могут участвовать в образовательном процессе с использованием
ТСО на общих основаниях. Специальных ТСО для детей с ОВЗ в ДОУ в настоящее
время нет.