Рекомендации родителям ребёнка, поступающего в детский сад.
14.06.2022
При поступлении
ребёнка в детский сад происходит изменение привычного уклада жизни всех членов
семьи. Определённый стресс испытывает не только малыш, но, прежде всего,
потрясение переживаете Вы, его родители. Поэтому, именно от Вас, в первую
очередь, зависит, насколько легко и быстро Ваш ребёнок адаптируется к новому
для него образу жизни. И подготовиться к поступлению в детский сад также должны,
прежде всего, Вы сами, уважаемые мамочки и папочки, бабушки и дедушки! От
Вашего эмоционального настроя будет зависеть, с каким настроением малыш пойдёт
в группу. И Ваша обязанность - создать благоприятные условия во время
адаптации ребёнка к детскому саду. Помните: все дети разные, у каждого свой
период привыкания и степень проявления эмоций. Но есть несколько общих правил,
которые помогут Вам в этой ситуации.
Адаптация
С приходом ребёнка в
детский сад его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня,
отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению,
постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много
неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Всё это обрушивается
на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может
привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым
болезням …).
Адаптация, т. е.
вхождение человека в новую для него среду и приспособление к её условиям,
является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам
(адаптированности, т. е. совокупности всех полезных изменений организма и
психики), или негативным (стрессу).
Фазы адаптационного процесса:
- · Острая фаза – сопровождается
разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе,
что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению
сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1
месяц).
- · Подострая фаза – характеризуется
адекватным поведением ребёнка, т. е. все сдвиги уменьшаются и
регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа
развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными
нормами ( длится 3 – 5 месяцев).
- · Фаза компенсации – характеризуется
убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года
преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Причины тяжёлой адаптации к условиям детского сада:
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского
сада.
Несформированность элементарных культурно – гигиенических
навыков. (Нахождение дома в памперсах, непонимание потребностей и неумение высказать
их, например, попроситься в туалет; укачивание при усыплении и неумение
засыпать самостоятельно, длительное использование соски и бутылочки с напитками,
приём пищи в сопровождении просмотра телевизора или других гаджетов, и т.п.)
Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
Неумение занять себя игрушкой.
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взрослым необходимо
помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в д/с. Дети
раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться
как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников,
подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при
подготовке ребёнка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего
пребывания в д/саду ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.
Как родители могут помочь своему ребёнку в период
адаптации:
1.
Научить ребёнка ходить на горшок и обозначать свои желания
и естественные потребности. Научить сидеть за столом и пользоваться ложкой и
чашкой
2.
По возможности расширить круг общения ребёнка, помочь ему
преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание на действия и
поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
3.
Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать
сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.
4.
Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как
воробушки, попрыгаем, как зайчики».
5.
Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой,
жалеть плачущего.
6.
Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать
ребёнка в детский сад.
7.
Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки
самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:
- ·
Самостоятельно садиться на стул;
- ·
Самостоятельно пить из чашки;
- ·
Пользоваться ложкой;
- ·
Активно участвовать в одевании, умывании.
-
Самостоятельно садиться на горшок или сообщать о своём желании сходить в
туалет.
-
Уметь выражать свои потребности (хочу пить, есть, мне больно, и т.п.).
-
По возможности, засыпать самостоятельно (например, без укачивания).
-
Желательно, чтобы ребёнок не пользовался соской.
-
Не ходил дома в "памперсах".
Наглядным
примером выступают, прежде всего, сами родители. Требования к ребёнку должны
быть последовательными и доступны. Тон, которым сообщается требование,
выбирайте дружественно – разъяснительный, а не повелительный.
Если ребёнок не желает
выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих
чувствах: «Мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно …».
Необходимо соизмерять
собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребёнка.
Важно также постоянно
поощрять ребёнка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения
просьбы.
В период адаптации
важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения. Необходимо
поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные
места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребёнка новой
информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Скорее всего, ваш
ребёнок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть
спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с
ребёнком, говорить приветливые фразы: «Я по тебе соскучилась; мне хорошо с
тобой …». Обнимайте ребёнка как можно чаще! Главное условие уверенности и
спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность, повторяемость его
жизни, то есть чёткое соблюдение режима дня.
Несколько практических советов:
Одежда ребёнка
должна быть удобной и комфортной, одеваться легко, иметь простую форму и
крепкие застёжки. Одежда и обувь должна соответствовать реальному размеру
ребёнка, т.е. быть не маленькой, но и не "на вырост".
Обязательно должен присутствовать носовой платок.
Желаем успехов!